нуминозное


нуминозное
        НУМИНОЗНОЕ (от лат. numen — божественное волеизъявление, божество) — термин феноменологии религии, обозначающий данности религиозного опыта, связанные с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия. Понятие Н. было раскрыто Р. Отто (1869—1937) в работе «Святое» (1917). Отто воспользовался лат. словом numen, которым древние римляне называли могущественную божественную силу, властно распоряжающуюся человеческой судьбой. Согласно Отто, «Святое», «Божество», манифестируя себя в религиозном опыте, открываются как numen; нуминозный объект — это Н. в модусе своего объективного существования. В религиозном опыте происходит встреча numen'а с sensus numinous — с «чувством нуминозного», с врожденной психической данностью, не редуцируемой ни к какому «естественному» духовному образованию. Опираясь на философию Канта, Отто определяет Н. в модусе субъективного существования как категорию sui generis и как «категорию толкования и оценки», которая, будучи неуловимой для рефлексии целостностью, при определенных обстоятельствах вторгается в духовную жизнь, формируя специфический религиозный способ восприятия реальности и ее интерпретации. Н. — сложная формация, образованная, прежде всего, двумя важнейшими компонентами — mysterium tremendum и mysterium fascinans. Первичное Н. чувство — «чувство объективно данного нуминозного». Поскольку реальность Н. переживается как присутствие могущественной силы, к первичному чувству примыкает «чувство тварности» — чувство тварного существа, переживающего свое ничтожество перед открывшимся всемогуществом. «Чувство тварности» внушается тем, что возвышается над человеком «невыразимой тайной», — это нуминозный объект, данный как mysterium tremendum («тайна, повергающая в трепет»), бытие, абсолютно превосходящее человека. Mysterium tremendum в психическом плане бытия, т.е. как Н. переживание, представлено сложной гаммой чувств. Поскольку Н. объект как mysterium есть тайна, потрясающее чудо, постольку Н. переживание есть переживание тайны, причем в предельной степени ступора, тупого оцепенения перед ужасающим чудом. Ужасающим mysterium становится потому, что Н. — «чужое и поразительное», полная противоположность тварному, привычному — «совершенно иное». Mysterium не только сводит с ума ужасом демонически-божественного. Numen, окутанный потрясающей тайной, пленяет душу, будоражит ее восхищением, пьянит и наполняет блаженством. Это «дионисийское воздействие» numena Отто выводит из того, что Н. — не только mysterium tremendum, но также и mysterium fascinans («тайна очаровывающая»). Историческими примерами опыта fascinans Отто называет шаманский транс, христианскую мистику, буддийский опыт бодхи и нирвану. Др. момент tremendum открывает в numene «страшное», «яростное», «губительное». Чувство, обозначенное словом tremendum, — это «страх, исполненный внутреннего ужаса», в нем есть ощутимый момент «призрачности». В этом чувстве концентрируется Н. переживание. Представление о Н. позволяет, как полагал Отто, вскрыть сущность религиозности и первичное содержание святости, ибо Н. — это «святое минус его нравственный момент и минус рациональный момент вообще». Поскольку Н. иррационально, постольку в тех случаях, когда сознание делает попытку проникнуть в иррациональную сущность религии, неуловимую в понятиях, оно вынуждено конструировать «идеограммы» — знаки языка религии, представляющие собой «чистые символы», выражающие Н. настроенность духа. Понятие Н. было воспринято многими течениями гуманитарной мысли, напр. психологией К. Г. Юнга.
        АЛ. Забияко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "нуминозное" в других словарях:

  • Нуминозное —  ♦ (ENG numinous, the)  (от лат. numen божественность)    элементы переживания священного, к рые представляются очаровывающими, внушающими благоговение и таинственными …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • numinous, the —  Нуминозное …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Отто, Рудольф — Рудольф Отто Karl Lui Rudolf Otto Рудольф Отто Дата рождения: 25 сентября 1869(1869 09 25) Место рождения …   Википедия

  • ХЮБНЕР (HUBNER) Курт — (р. 1921) немецкий философ, представитель плюралистической философии науки, специалист по теориям мифа и нации. Его концепция синтезирует в себе ряд интенций, идущих от феноменологии, герменевтики, зкзистенциализма, но главным образом критически… …   Социология: Энциклопедия

  • АРХЕТИП —         (греч.) прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников… …   Энциклопедия культурологии

  • НУМИНОЗНОСТЬ —         (numen зд. божество, воля богов лат.)         понятие, характеризующее важнейшую сторону религ. опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божеств. присутствия. В научный оборот это понятие было введено нем …   Энциклопедия культурологии

  • ЮНГ —         (Jung) Карл Густав (1875 1961) швейц. психиатр, создатель школы “аналитич. психологии”. Получив мед. образование в Базеле, Ю. с 1900 работает в психиатрич. клинике Бургхельцли. После защиты докт. дис. (“О психологии и патологии т.н.… …   Энциклопедия культурологии

  • НУМИНОЗНЫЙ — (Numinous) термин, относимый к людям, предметам или ситуациям, имеющим глубокий эмоциональный резонанс; психологически это понятие связывается с переживанием самости.Слово «нуминозный», как и «нуминозность», происходит от латинского numinosum,… …   Словарь по аналитической психологии

  • АРХЕТИП — (от греч. arche начало, typos отпечаток, форма, образец) прообраз, первоначало, образец. В аналитическую психологию К. Г. Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христианских апологетов и отцов церкви… …   Философская энциклопедия

  • Пантеизм — Религия религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир[1][2][3] …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.